Сталийное время ( laydays, laytime…)- согласованное сторонами чартера период времени, в течение которого судовладелец предоставит судно в согласованное место под погрузку/ выгрузку без дополнительных к согласованному фрахту платежей. В чартере может быть согласованно общее время для операции погрузки и выгрузки, т.н. reversible laydays;
Демередж (от фр. demeurer) – дополнительная выплата судовладельцу за задержку судна по вине фрахтователя под погрузкой/ выгрузкой ( т.е. за превышение сталийного времени согласованного в чартере) ;
Диспач (dispatch, despatch ) – денежное вознаграждение, которое выплачивает судовладелец фрахтователю за досрочное окончание грузовых операций с судном ( т.е. до истечении сталийного времени, предусмотренного чартером) ;
Льготное ( свободное) время ( free time, notice time, grace time) – свободно от оплаты время , которое судовладелец предоставляет фрахтователю перед сталийным временем для организационных работ, связанных с погрузкой/ разгрузкой ;
Cancelling, cancelling date ( на русский можно перевести как «канцелинг» J) – согласованный чартером срок прибытия судна в порт отправления и его готовности к погрузке. Если судно не пребывает к указанной дате , то фрахтователь имеет право расторгнуть чартер . Естественно если такой случай произошел не по вине самого фрахтователя , либо по форс-мажорным обстоятельствам ;
Нотис о готовности ( notice of readness) – извещение капитана судна согласованному в чартере лицу о прибытии судна в порт или в отдельных случаях к причалу и о готовности к погрузке/выгрузке. Если такое извещение не подано, то фрахтователь не несет ответственности за простой судна ;
Акт стояночного времени ( statement of facts) – документ в котором фиксируется все факты и время, относящиеся к судно во время его нахождения в порту ( с момента прихода и до момента выхода из порта). Акт фиксирует только любые задержки судна и содержит только факты , без каких-либо ссылок на положения чартера и т.д.. Подписывается капитаном судна, агентом и /или грузополучателем . На основании акта стояночного времени составляется таймшит ;
Таймшит ( time sheet) – ведомость учета стояночного времени судна на погрузочные / разгрузочные операции. Составляется в каждом порту погрузки/ выгрузки , согласованными в чартере и подписывается капитаном и фрахтователем ( либо его представителем). Содержит все погрузочно-разгрузочные операции, время непроизводительного простоя, нормы погрузки/выгрузки, указывается время подачи нотиса о готовности судна и время его подтверждения, фиксируется время начала и окончания грузовых работ, дата и время прибытия судна в порт . На основании таймшита происходит расчет по демереджу или диспачу ;
Регистровая вместимость судна, регистровый тоннаж – суммарный объем корпуса и рубок судна ( в этом случае брутто-регистровый или валовый тоннаж, БРТ, gross registered tonnege), либо за вычетом объема помещений судна , не предназначенных под перевозку груза ( нетто-регистровый или чистый тоннаж, НРТ, net registered tonnege ) , определенный с соответствии с правилами обмера судов и выраженный в регистровых тоннах . Используется в большинстве случаев для определения размера различных сборов, налогов и прочих услуг, оказываемых судну;
Регистровая тонна – единица измерения регистровой вместимости . 1 регистровая тона равна 100 кубическим футам или 2,83 кубическим метрам;
Дедвейт (deadweight) - полная грузоподъемность судна в тоннах. В нее входит: чистая грузоподъемность ( масса полезного груза, фактически сколько судно может взять груза), судовых запасов ( топливо, вода, провизия, ГСМ и прочее) , вес самого экипажа. Термин дедвейт применяется только для торговых судов, причём для чисто грузовых судов. Дедвейт при осадке под грузовую марку является показателем размера грузового судна и его основной эксплуатационной характеристикой.;
Грузовая марка (Plimsoll line) – отметка на борту коммерческого судна. Эта отметка определяет уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено, то есть грузовую ватерлинию. При загрузке судна оно садится глубже в воду и отметка опускается ближе к поверхности воды. До того, как эта отметка стала обязательной, много судов было потеряно по причине перегрузки. Иногда причиной перегрузки является стремление в получении дополнительной прибыли от перевозки, а иногда разница в плотности воды — в зависимости от её температуры и солёности осадка судна может существенно меняться. Британским политиком Сэмюэлем Плимсолем был предложена система универсальной маркировки судов, которая позволила определять максимальную загрузку корабля в зависимости от времени года и региона. Буквы на грузовой марке означают:
Символ | Расшифровка | Обозначение |
TF | Tropical Fresh Water | Пресная вода в тропиках |
F | Fresh Water | Пресная вода |
T | Tropical Seawater | Морская вода в тропиках |
S | Summer Seawater | Летняя морская вода |
W | Winter Seawater | Зимняя морская вода |
WNA | Winter North Atlantic | Зимняя северо-атлантическая |
Ватерлиния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Различают следующие ватерлинии:
конструктивная ватерлиния (КВЛ) — то есть расчетная, определяемая для полной загрузки судна;
грузовая ватерлиния — рассчитанная для заранее определенной нагрузки и условий плавания;
действующая ватерлиния — текущая, при данной нагрузке и условиях;
теоретические ватерлинии — набор сечений через равные расстояния, формирующий один из видов теоретического чертежа: план.
Осадка ( Draft of vessel ) – величина погружения судна в воду, исчисляемая от нижней кромки киля судна до поверхности спокойной воды. Для определения осадки судна служат специальные шкалы ( метки) на носу и на корме судна. Шкала осадки позволяет вести наблюдение за осадкой судна в процессе погрузки .
Драфт сюрвей (Draught survey) - определение веса погруженного или выгруженного груза по осадке судна. Определение веса погруженного или выгруженного груза по осадке судна состоит из двух основных этапов: производства измерений ( до и после выгрузки например) и производства вычислений.
Извините, комментарии закрыты.
![]() |
![]() |
![]() |