Краткий словарь терминов, используемых при фрахтовании морского тоннажа

Post image of Краткий словарь терминов, используемых при фрахтовании морского тоннажа
Категория: Учимся говорить Комментарии (0)

Сталийное время ( laydays, laytime…)- согласованное сторонами чартера период времени, в течение которого судовладелец предоставит судно в согласованное место  под погрузку/ выгрузку  без дополнительных к  согласованному фрахту  платежей. В чартере может быть согласованно общее  время для операции погрузки и выгрузки, т.н. reversible laydays;

Демередж (от фр. demeurer) –  дополнительная выплата судовладельцу за задержку судна по вине фрахтователя под погрузкой/ выгрузкой  ( т.е. за превышение сталийного времени согласованного в чартере) ;

Диспач (dispatch, despatch ) –  денежное вознаграждение, которое выплачивает судовладелец  фрахтователю за досрочное окончание грузовых операций с судном  ( т.е. до истечении сталийного времени, предусмотренного чартером) ;

Льготное ( свободное) время ( free time, notice time, grace time)  – свободно от оплаты время , которое судовладелец предоставляет  фрахтователю перед сталийным временем для организационных работ, связанных с погрузкой/ разгрузкой ;

Cancelling, cancelling date ( на русский можно перевести как «канцелинг» J) – согласованный чартером срок прибытия судна в порт отправления и его готовности к погрузке. Если судно не пребывает к указанной дате , то фрахтователь имеет право расторгнуть чартер . Естественно если такой случай произошел не по вине самого фрахтователя , либо по форс-мажорным обстоятельствам ;

Нотис о готовности ( notice of readness) – извещение капитана судна согласованному в чартере лицу о прибытии судна в порт или в отдельных случаях к причалу и о готовности  к погрузке/выгрузке. Если такое  извещение не подано, то фрахтователь не несет ответственности за простой судна ;

Акт стояночного времени ( statement of facts) – документ в котором фиксируется все факты и время,  относящиеся к судно во время его нахождения в порту ( с момента прихода и до момента выхода из порта). Акт фиксирует только любые задержки судна и содержит только факты , без каких-либо ссылок на положения чартера и т.д.. Подписывается капитаном судна, агентом и /или грузополучателем . На основании акта стояночного времени составляется таймшит ;

Таймшит ( time sheet)  – ведомость учета стояночного времени судна на погрузочные / разгрузочные операции. Составляется в каждом порту погрузки/ выгрузки , согласованными в чартере и подписывается капитаном и фрахтователем ( либо его представителем). Содержит все погрузочно-разгрузочные операции, время непроизводительного простоя, нормы погрузки/выгрузки, указывается время подачи нотиса о готовности судна и время его подтверждения, фиксируется время начала и окончания грузовых работ, дата и время прибытия судна в порт . На основании таймшита происходит расчет по демереджу или диспачу ;

Регистровая вместимость судна, регистровый тоннаж – суммарный объем корпуса и рубок судна ( в этом случае брутто-регистровый или валовый тоннаж,  БРТ, gross registered tonnege), либо за вычетом объема помещений судна , не предназначенных под перевозку груза ( нетто-регистровый или чистый тоннаж, НРТ, net registered tonnege ) , определенный с соответствии с правилами обмера судов и выраженный в регистровых тоннах . Используется в большинстве случаев для определения размера различных сборов, налогов и прочих услуг, оказываемых судну;

Регистровая тонна – единица измерения регистровой вместимости . 1 регистровая тона равна 100 кубическим футам или 2,83 кубическим метрам;

Дедвейт (deadweight)  - полная грузоподъемность судна в тоннах. В нее входит: чистая грузоподъемность ( масса полезного груза, фактически сколько судно может взять груза), судовых запасов ( топливо, вода, провизия, ГСМ и прочее) , вес самого экипажа. Термин дедвейт применяется только для торговых судов, причём для чисто грузовых судов. Дедвейт при осадке под грузовую марку является показателем размера грузового судна и его основной эксплуатационной характеристикой.;

Грузовая марка (Plimsoll line) – отметка на борту коммерческого судна. Эта отметка определяет уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено, то есть грузовую ватерлинию. При загрузке судна оно садится глубже в воду и отметка опускается ближе к поверхности воды. До того, как эта отметка стала обязательной, много судов было потеряно по причине перегрузки. Иногда причиной перегрузки является стремление в получении дополнительной прибыли от перевозки, а иногда разница в плотности воды — в зависимости от её температуры и солёности осадка судна может существенно меняться. Британским политиком Сэмюэлем Плимсолем был предложена система универсальной маркировки судов, которая позволила определять максимальную загрузку корабля в зависимости от времени года и региона. Буквы на грузовой марке означают:

Символ Расшифровка Обозначение
TF Tropical Fresh Water Пресная вода в тропиках
F Fresh Water Пресная вода
T Tropical Seawater Морская вода в тропиках
S Summer Seawater Летняя морская вода
W Winter Seawater Зимняя морская вода
WNA Winter North Atlantic Зимняя северо-атлантическая

Ватерлиния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Различают следующие ватерлинии:

конструктивная ватерлиния (КВЛ) — то есть расчетная, определяемая для полной загрузки судна;

грузовая ватерлиния — рассчитанная для заранее определенной нагрузки и условий плавания;

действующая ватерлиния — текущая, при данной нагрузке и условиях;

теоретические ватерлинии — набор сечений через равные расстояния, формирующий один из видов теоретического чертежа: план.

Осадка ( Draft of vessel ) – величина погружения судна в воду, исчисляемая от нижней кромки киля судна до поверхности спокойной воды. Для определения осадки судна служат специальные шкалы ( метки) на носу и на корме судна. Шкала осадки позволяет вести наблюдение за осадкой судна в процессе погрузки .

Драфт сюрвей (Draught survey) -  определение веса погруженного или выгруженного груза по осадке судна. Определение веса погруженного или выгруженного груза по осадке судна состоит из двух основных этапов: производства измерений ( до и после выгрузки например)  и производства вычислений.



Случайные записи

Автор: Pavel   @   29 июля 2010 Комментарии (0)
Метки : ,

Комментарии (0)

Извините, комментарии закрыты.

Предыдущая запись
«
Следующая запись
»
Разработка Zenverse.net  |  Перевод темы для WordPress - WebTheme.ru
Besucherzahler russian women
счетчик посещений